вторник, 5 сентября 2017 г.

Как воздействовать на окружающих

Все мы хотим влиять на мир, воздействовать на людей вокруг себя. Это вполне естественная психологическая потребность человека: подтверждение его значимости, с одной стороны, и способ выживания - с другой. Иногда влиять на ситуацию и людей, оказавшихся в ней, бывает просто жизненно необходимо. Я говорю сейчас не только об экстремальных каких-то событиях, но, согласитесь, руководитель должен влиять на подчиненных (иначе какой же он тогда руководитель?!), учитель должен воздействовать на учащихся, психолог на клиента и т.д. - список Вы можете продолжить сами! 

И всегда это требует определенных усилий и мастерства.
Почему так? И что мы должны знать и учитывать, когда пытаемся воздействовать на окружающих? И, наконец, какие способы использовать, к чему прибегать: логике, эмоциям или чему-то еще? Давайте разбираться!

Психологическое воздействие или влияние — это изменение установок или формирование определенного взгляда на вещи, осуществление сдвига в системе ценностей партнера. Социально-психологические установки — это состояние психологической готовности, складывающейся на основе опыта и оказывающей влияние на реакции человека относительно тех объектов и ситуаций, с которыми он связан и которые социально значимы. Выделяют четыре функции установок'.

1.  Функция приспособления.
Она связана с необходимостью обеспечить максимально благоприятное положение человека в социальной среде, и поэтому личность приобретает положительные установки к полезным, позитивным, благоприятным для себя стимулам, ситуациям, и отрицательные — к источникам неприятных, негативных стимулов.

2.  Эгозащитная функция.
Она связана с необходимостью поддержать внутреннюю устойчивость личности, вследствие чего человек приобретает отрицательную установку к тем лицам, действиям, которые могут послужить источником опасности для целостности личности. Если какое-то значимое лицо дает вам отрицательную оценку, это может привести к снижению самооценки, поэтому мы склонны выработать отрицательную установку к этому человеку. При этом ее источником являются не сами по себе качества человека, а его отношение к нам.

3. Ценностно-выразительная функция.
Она связана с потребностями в личностной устойчивости и заключается в том, что положительные установки, как правило, вырабатываются по отношению к представителям аналогичного с нашим личностного типа (при том, что мы оцениваем таковой положительно). Если человек считает себя сильным, независимым, то позитивно отнесется к таким же людям и достаточно «прохладно» или даже отрицательно — к противоположному типу.

4. Функция организации мировоззрения.
Установки вырабатываются по отношению к тем или иным знаниям о мире; каждый человек имеет определенные о нем представления, часть — научного характера, часть — обыденного. Все эти знания образуют систему. Соответственно, система установок — это совокупность эмоционально окрашенных элементов знания о мире, о людях. Но человек может встречаться с такими фактами и информацией, которые противоречат устоявшимся установкам. И функция таковых заключается в том, чтобы не доверять или отторгать «опасные факты», — к подобной «опасной» информации вырабатывается отрицательное эмоциональное отношение, недоверие, скепсис. По этой причине новые научные теории, новации первоначально встречают отпор, непонимание, недоверие.

В процессе человеческого общения, социального взаимодействия установки преобразуются, поскольку в общении всегда присутствует элемент осознанного или неосознанного стремления повлиять на другого человека, изменить его установки. Однако из-за того, что они образуют систему, то и не могут изменяться быстро. В этой системе есть установки,которые находятся в центре и обладают большим количеством связей, — центральные фокальные установки. И есть находящиеся на периферии, с малым числом взаимосвязей, поэтому они поддаются более легкому и быстрому изменению. 

В качестве фокальных выступают установки к знаниям, которые связаны с мировоззрением личности, с ее моральным кредо. Главная — установка к собственному «Я», вокруг которой выстраивается вся система установок. В процессе социализации мы всегда соотносим все значимые для нас явления с мыслью о себе, поэтому установка самооценки «Я» оказывается на пересечении всех системных связей. Чтобы изменить фокальную установку, надо вырвать ее, а это подчас невозможно без разрушения целостности личности. Поэтому трансформация центральной установки происходит крайне редко и болезненно. Интенсивное изменение с положительной на отрицательную самооценку приводит к нарушениям личностного единства. Концепция своего «Я» чаще всего положительна, мощное негативное отношение к себе наблюдается, главным образом, у крайне невротичных людей.

Когда изменяется какая-либо установка, то возможны следующие ситуации:
■ соседние установки становятся другими по направленности, т.е. по эмоциональному знаку (с плюса на минус), и по интенсивности, хотя это касается, главным образом, периферийных установок;

■  может измениться степень важности, значимости установки;

■ может измениться принцип связи между соседними установками, реструктурирование их.

В основе системы установок лежат как когнитивные, так и эмоциональные связи. Что же претерпевает изменения сначала — эмоциональное отношение или логические, когнитивные связи и знания? Возможны оба варианты: перемена в эмоциональном отношении влечет за собой подвижки когнитивного значения, и наоборот. Но все же исследования показали, что более надежным и быстрым методом смены установок является изменение эмоционального значения, отношения к той или иной проблеме (особенно, если оно происходит под гипнозом).

Логический способ воздействия срабатывает не всегда и не для всех установок, поскольку человек склонен избегать тех сведений, которые способны доказать, что его поведение ошибочно. Так, в опыте с курильщиками им было предложено прочесть и оценить в баллах достоверность научной статьи о вреде курения. Чем больше человек курит, тем с меньшей степенью достоверности он оценивает статью, тем меньше возможность логическим воздействием изменить его установку к курению.
 
Вывод совершенно очевиден - ищите способы эмоционального воздействия, меняющие отношение к самой проблеме. И лучше, чтобы воздействие это исходило не от вас лично, а от ситуации, в которой он оказывается. Одним словом, организуйте ситуацию, в которой нужно Вам поведение становится самым правильных и удобным, выгодным для человека! Приносящим положительные эмоции! И установки плавненько так будут меняться! Помните мы с Вами говорили уже о том, ЧТО первично: поведение или установки? Если забыли, читайте об этом здесь. Найдете много для себя интересного!


Комментариев нет:

Отправить комментарий