среда, 16 августа 2017 г.

Способы удержания внимания аудитории

Хорошее выступление способно захватить слушателей. Но как cохранить и поддержать их внимание в течение всего выступления?

Прежде всего сохранению внимания способствует логическая организация речи (последовательность, непротиворечивость. обоснованность). В этом случае оратор ведет мысль аудитории за собой. Слушателей привлекут такое построение изложения, по ходу которого возникают вопросы, а ответы на них рождаются в процессе совместного  поиска или последующего изложения. Поддержанию внимания аудитории способствует проблемная ситуация в речи, подача фактов или идей в противопоставлении.


Слушатели с напряженным вниманием следят за таким выступлением, при котором в излагаемом материале все время раскрывается новое содержание. Если выступление не содержит ничего нового, оно не только остается  без внимания, но и вызывает у слушателей ощущение досады и раздражения. Поэтому важнейшее условие поддержания внимания к выступлению — его содержательность, т. е. новая, неизвестная слушателям информация и оригинальная интерпретация известных фактов, свежие идеи, анализ проблемы.

Изложение должно быть доступным, что во многом  обусловлено, как уже говорилось, культурой речи оратора. Включение терминов, способы определения понятий  продумываются заранее. Сделать выступление понятным  и доходчивым помогает использование примеров и наглядных пособий, художественных средств языка, рациональное сочетание теоретических положений с фактами, паузы для осмысления услышанного.
Способна заворожить слушателей выразительность  речи оратора — меняющаяся интонация, красочные словесные образы, оригинальные сравнения, меткие выражения.

Кроме того, поддерживают внимание разнообразные приемы изложения. Диалогизация речи, вопросно-ответный ход, обращение к слушателям настолько эффективны, что способны спасти положение, когда аудитория начинает засыпать.  

О. Эрнст советует применять  «драматизацию» - эмоциональное и наглядное изображение относящихся к теме событий.    

Опытные ораторы, прекрасно владеющие темой, часто прибегают к провокации: заявляют нечто, что вызывает несогласие аудитории (а следовательно, привлекает ее внимание), а затем вместе с ней приходят к конструктивным выводам.

Поддерживает внимание сопереживание, возникающее, когда оратор увлеченно описывает события, затрагивающие чувства и интересы аудитории. В зале при этом возникает заинтересованная тишина.  
 
Не остаются равнодушными слушатели и к доверительности, когда оратору удается связать предмет с собственным опытом, собственными размышлениями.

Разговорная речь обычно сочетается с естественной,  непринужденной манерой изложения, которая хорошо действует на слушателей, приглашает к совместному раз мышлению и разговору. Манера изложения проявляется  в позе, жестикуляции, выражении лица, звучании голоса. 

Экспрессия привлекает внимание, делает выступление зрелищным, доставляет эстетическое удовольствие.  Жесты хороши, когда они естественны.

Наконец, очень важны убежденность и эмоциональность оратора. Если он искренен, эти качества не только удерживают внимание слушателей на проблеме, но и позволяют ему заразить собравшихся своим отношением.  Восточная мудрость гласит: «Ты, говорящий, никого не убедишь, когда нет в сердце у тебя того, что сходит с языка». 

Необходим умеренный темп речи, такой, чтобы слушатели успевали следить за ходом мыслей оратора, усваивать сказанное, записывать, если есть необходимость.  В речи обязательны паузы. Именно во время пауз идет осмысление сказанного, появляется возможность  задать  вопрос, мобилизуется внимание.    

Оратору, обладающему чувством юмора, не приходится прибегать к специальным приемам для поддержания  внимания.

Постоянный зрительный контакт позволяет следить за реакцией слушателей и управлять их вниманием. Если оратор  смотрит куда-то вдаль, разглядывает носки своих ботинок или уткнулся в свои записи — он и не заметит, что зрители «отключились» и его выступлению грозит провал.

Во время выступления нередко наступает момент, когда внимание слушателей ослабевает. А.Ф. Кони образно назвал «невнимание утомленным вниманием». Для мобилизации внимания существует целый арсенал приемов.

При первых признаках утомления аудитории следует воспользоваться приемами, стимулирующими непроизвольное внимание. Проще всего изменить звучание голоca:  интонацию, темп речи, силу звука. Этой же цели служит пауза.

Можно привести пример, затрагивающий непосредственные интересы слушателей, или рассказать короткую забавную историю (анекдот). Так называемые освежающие отступления звучат неожиданно и потому позволяют слушателям отдохнуть.

Советуем время от времени переключать внимание слушателей, это мобилизует его, оно как бы получает толчок. Переключение внимания происходит, например, когда оратор умело завершает один вопрос и называет следующий. Еще больший эффект дает показ наглядных пособий, а также предложение что-то записать, ответить на вопрос, сделать несложное вычисление, сопоставить два мнения — словом, любая работа слушателей.

Диалог с аудиторией инициирует все виды внимания. В некоторых случаях помогает прямое указание на то,  что рассматриваемый вопрос очень важен, пригодится в дальнейшем и т. п. Этот прием стимулирует волевое  внимание, однако злоупотреблять им, конечно, не стоит.

Ораторским жестом
называют любое телодвижение с  целью подчеркнуть значение произносимых слов, сделать ясным их смысл, воздействовать на аудиторию.

В повествовательных, описательных и объяснительных выступлениях допускается использовать иллюстративные  жесты: подражательные, описательные и указательные. К  ним прибегают только для того, чтобы сделать иллюстрацию ярче. Особо следует сказать о жестах, помогающих выразить смысл слов. Порой без них просто не обойтись.

Комментариев нет:

Отправить комментарий