четверг, 8 сентября 2016 г.

Любви прекрасные моменты

Комплимент — одно из самых эффективных средств общения, в том числе делового. В ходе переговоров удачный комплимент навредить не может, а пользу способен принести огромную. Как гласит китайская мудрость, комплиментами можно завоевать любовь любого человека.

Комплименты — это слова или выражения, содержащие небольшое преувеличение реальных положительных качеств человека.

В повседневной и деловой жизни комплименты звучат не столь часто, что лишает ее определенных граней и красок. Между тем большинство людей справедливо считают, что слышать комплименты приятно. Действительно, в этом случае возникают положительные эмоции. И хотя люди осознают, что комплимент — это некоторое преувеличение, слушать их — одно удовольствие.


В основе механизма действия комплимента лежит психологический феномен внушения. Человек поверит в свои способности, например, в то, что у него “светлая голова” или “золотые руки”, если ему говорить об этом. Сто комплиментов “убеждают” лучше, чем пятьдесят или десять. Врачи знают, что легче поддается внушению тот, кто этого хочет, и проще всего внушить то, о чем человек мечтает. В эффекте внушения посредством комплимента происходит как бы “заочное” удовлетворение мечты, которая затем может стать реальностью.

Будущей поп-звезде Мадонне в детстве не позволяли петь даже в школьном хоре. Говорили, слабоват голос. Когда ей исполнилось 17 лет, мимо ее окна в тот момент, когда девушка что-то напевала, проходил почтальон. Он постучал в дверь и сказал: “Не хочу быть навязчивым, но у Вас невероятно сексуальный голос”. Этот комплимент перевернул всю ее жизнь.

В деловой жизни комплимент эффективен еще и потому, что положительные эмоции вызывают расположенность к их источнику.

Один из самых действенных комплиментов — комплимент на фоне антикомплимента себе. Благодаря этому приему можно расположить к себе прохладно относящегося к Вам партнера.

Предположим, есть партнер, который Вам неприятен, как и Вы ему. Встретившись с ним в приемной председателя правления банка или префекта округа, Вы говорите: “Знаете, я все время удивляюсь, как Вам удается в течение двух-трех часов убедить банкира (префекта) дать Вам столь солидный кредит (подряд на строительство, земельный участок)? Я в прошлый раз вел с ним переговоры в течение полутора дней. И мало что из этого вышло. У Вас же это так легко получается. Можно позавидовать Вашему дару убеждать людей!”

Благодаря этому комплименту Вы удовлетворили сразу две потребности партнера: в признании Вами одной из его способностей и в реализации установки — отрицательной — на партнера, то есть на Вас. Тем самым Вы сформировали у него положительные эмоции, что, собственно, и нужно. И отношение его к Вам как источнику этих эмоций поменяется в лучшую сторону: холодности будет значительно меньше.

Существуют определенные требования к комплиментам, правила их применения. Не зная или нарушая их, можно, того не желая, превратить комплименты в банальности или даже глупости.

Правила применения комплиментов
 
“Один смысл”. Комплимент должен отражать только положительные качества. В нем следует избегать двойственности, при которой качество можно считать и положительным, и отрицательным. Например: “Слушая Ваши беседы с людьми, я каждый раз удивляюсь Вашей способности тонко и остроумно уходить от ответа!” Или: “То, что, возможно, считается доблестью у чиновников и плохих политиков, вряд ли является таковым у серьезных деловых людей”.

“Без гипербол”.
В комплименте должно быть лишь небольшое преувеличение некоего качества. Если Вы заявите своему не слишком дисциплинированному и рассеянному партнеру, что “всегда поражаетесь его аккуратности и пунктуальности”, то это скорее всего вызовет обратную реакцию. Лучше сказать: “Сегодня Вы приятно поразили меня своей пунктуальностью и аккуратностью”.

“Высокое мнение”. Комплимент не должен быть ниже мнения человека о самом себе, ниже уровня его самооценки. Если Вы восхититесь умом собеседника, а он окажется лауреатом Нобелевской премии или шахматным гроссмейстером; если Вы будете поражены красотой женщины и скажете ей об этом, в то время как она является победительницей одного из международных конкурсов красоты или чемпионкой по художественной гимнастике; если Вы удивитесь тому, как легко партнер запомнил номер телефона или другие цифры, хотя он знает, что обладает феноменальной памятью и т.п., — это не комплимент, а банальность. Последствия будут скорее всего отрицательными, ибо в лучшем случае собеседник пожмет плечами, поскольку давно перерос такие “комплименты”, в худшем — заметит для себя, что Вы не слишком находчивы или умны.

“Без претензий”.
Комплимент не должен подчеркивать то качество, которое партнер вовсе не стремится совершенствовать или афишировать. Комплименты типа “Как хорошо Вы поправились (похудели) на отдыхе!” или “Вы блестяще умеете делать комплименты!” могут вызвать реакцию, обратную желаемой.

“Без дидактики”. Комплимент должен утверждать данное качество, а не содержать рекомендации по его улучшению. Выражения “Тебе следует быть активнее!”, “Твердость убеждений украшает мужчину! Умей отстаивать свои позиции!” и т.п. — не комплименты, а педагогические рекомендации. Возможно, Ваш партнер в них нуждается, но не следует считать их комплиментами.

“Без приправ”. Комплимент не должен содержать добавок, которые фактически его нейтрализуют. Едва ли Ваших партнеров вдохновят такие “комплименты”: “Голова у Вас светлая и руки золотые. А вот язык Ваш — враг Ваш!” “Вашей сильной стороной является умение располагать к себе".

Существуют различия в восприятии комплиментов женщинами и мужчинами. Больше всего женщинам не нравятся “заигранные” комплименты. Оказывается, недостаточно просто похвалить “красивые глаза”. Дама желает услышать нечто особенное — о необыкновенной длине ее ресниц, изумительном лазоревом цвете глаз. То же относится к ее фигуре, волосам, платью... Деловая жизнь, несомненно, имеет свою специфику, однако вряд ли радикально отличается от обычной.

Мужчины же, напротив, довольствуются вполне банальными комплиментами в свой адрес. Даже довольно избитые фразы могут льстить их самолюбию. Практически беспроигрышный, на все случаи жизни комплимент мужчинам — относительно их ума.

В одном из исследований французских психологов были установлены комплименты, которые предпочитают слышать женщины и мужчины.

Любимые комплименты

У женщин:
•  Ты — классная женщина!
•  У тебя замечательная фигура!
•  Твои глаза — безумие!
•  Я бы еще раз женился на тебе.
•  У тебя красивые волосы!
•  Ты готовишь лучше, чем моя мать.
•  Ты женщина на все случаи жизни!
•  Никто не умеет выслушать лучше тебя.
•  Ты отличная мать!


У мужчин:

•  У тебя классная машина!
•  Ты сделал хорошую карьеру!
•  Я горжусь тобой!
•  Твоя жена выглядит фантастически!
•  Меня поражают твои знания!
•  Другие мужчины могут только позавидовать твоей фигуре.
•  Твоему шарму никто не в состоянии противостоять!
•  Что за чудесный малыш — вылитый отец!
•  Рядом с тобой меркнут все красавчики!
•  Твой юмор неистощим.

Наши соотечественники комплиментами не избалованы, поэтому не всегда адекватно реагируют на них. Нередко на слова по поводу прекрасного внешнего вида женщина может ответить: “Ну что Вы, я ужасно спала и чувствую себя неважно”. Или: “Не знаю, не знаю. Я чувствую, что старею”. Подобные ответы загоняют собеседника в тупик. И если он не успевает возразить, у женщины остается неприятный осадок. Несомненно, она хочет услышать: “Я нахожу, что сегодня Вы совершенно неподражаемы”. Но если всегда отклонять комплименты, партнеру вряд ли захочется делать их дальше.

Между тем дело обстоит довольно просто — комплимент надо заметить и с достоинством принять, обязательно поблагодарив.

Комментариев нет:

Отправить комментарий