вторник, 28 июня 2016 г.

Чего хочу Я? Чего хочешь ты?

Вы, конечно, согласитесь, что люди вступают в разговор для решения какой-то задачи: в праздник Вы хотите ПОЗДРАВИТЬ родного человека и ПОЖЕЛАТЬ ему чего-то очень-очень хорошего; на работе Вы должны ОБЪЯСНИТЬ своему коллеге, какую работу Вам предстоит выполнить или УБЕДИТЬ начальника, что Ваше предложение стоящее. 

… А сейчас у Вас прекрасное настроение, Вы довольны собой. Еще бы! Ведь Вы смогли справиться с такой трудной задачей и Вы спешите ПОДЕЛИТЬСЯ РАДОСТЬЮ с родными или друзьями.  Выделенные слова обозначают ту задачу, которую Вы ставите перед собой и стремитесь решить при общении с другими людьми. В риторике это называется КОММУНИКАТИВНЫМ НАМЕРЕНИЕМ или КОММУНИКАТИВНОЙ ЗАДАЧЕЙ.

Коммуникативная задача – это намерение, которое осуществляется с помощью речи или, наоборот, коммуникативное намерение – это задача, которую мы стремимся решить с помощью речи. Выражаем мы свои намерения, желания, коммуникативные задачи по-разному:
- иногда прямо (Прошу тебя, закрой окно);
- часто – косвенно (Не закроешь ли ты окно?),т.е. как бы прячем, скрываем по разным причинам истинное коммуникативное намерение.
Например:
- Я ПОЗДРАВЛЯЮ  тебя с удачным выступлением – выражено прямо.
- Я очень рад, что ты победил на соревнованиях!   - выражено косвенно.

-  Может быть, кто-нибудь помоет посуду?!
-  Я ПРОШУ ТЕБЯ, помой посуду после обеда (прямо).

-  ПОЗВОЛЬТЕ ВОЗРАЗИТЬ: у Вас неточные сведения о том, что произошло.
-  Кто сказал, что она уехала? Это НЕ ТАК. Она еще в города (косвенно).

Когда коммуникативное намерение выражается прямо,  в реплике говорящего (адресанта) звучат слова, называющие это намерение: прошу, приказываю, требую, советую, обещаю, предупреждаю, возражаю, утешаю, благодарю, приглашаю, поздравляю, упрекаю, запрещаю и пр.  «Я благодарю тебя за помощь. Без тебя я не смог бы закончить работу вовремя». Однако, Вы уже, наверное, догадались, что значительно чаще мы таких слов не слышим:

- Я Вас прошу, перестаньте шуметь!
- Ну, все, все, ушел, ушел, ушел!
В ответной реплике выражается согласие выполнить просьбу: человек уходит.

- Он что, отличник?
- Какой там, отличник? (выражается несогласие).

-  Сколько лет, сколько зим! (человек выражает радость по поводу встречи)
-  То есть как это – сколько лет. Сколько зим? Позавчера только виделись! (В ответной реплике выражается сомнение в искренности этой радости).

Для того, чтобы общение было эффективным, необходимо понимать истинное коммуникативное намерение Вашего собеседника. Ведь даже обычная фраза «Мне нездоровится» может означать:
- Я не хочу с Вами разговаривать.
- Вызовите скорее врача.
- Я не буду выполнять эту работу
- Оставьте меня в покое.

Попробуйте самостоятельно определить коммуникативное намерение говорящего (адресанта):
 - Зачем ты дал Иришке фломастеры?! Видишь, она изрисовала себе все руки! Ее теперь купать надо!

- Поговори, поговори у меня еще!

- Марь Ванна, к завтрашнему дню все будет сделано!

- Пока не напишите объяснительную записку, нам с Вами не о чем разговаривать!

- Друзья, пойдемте пить чай, он уже остывает!

В первом примере выражается УПРЕК, во втором – ТРЕБОВАНИЕ замолчать, третье предложение содержит ОБЕЩАНИЕ, в четвертом – опять ТРЕБОВАНИЕ, а в пятом – ПРИГЛАШЕНИЕ.

Что же нам подсказывает истинное коммуникативное намерение адресанта? Давайте рассмотрим такие ситуации:

Одна подруга ждет другую, которая опаздывает. Ожидание затягивается… И, когда, наконец, подруга появляется, ожидавшая спрашивает: «Где ты пропадаешь?» Она спрашивает, но разве истинная ее задача получить ответ на вопрос?! И нужен ли ей ответ на этот вопрос?!

Лектор заходит в аудиторию, на него не обращают внимания, студенты заняты своими «делами».  Словно никто и не слышал звонка! Профессор вопрошает: «В чем дело, друзья? Я спрашиваю, в чем дело?».  Его коммуникативное намерение узнать, в чем дело?!

На зачетной работе студенты решают тест.  Вдруг один из них обнаруживает, что  его ручка перестала писать. Он обращается к соседу с вопросом: «У тебя есть ручка?»  Было бы смешно. Если бы сосед ответил: «Есть, я ей пишу!» Но в жизни мы, конечно, понимаем, что его коммуникативное намерение не узнать, есть ли у соседа ручка, а получить запасную.  

Таким образом, ситуация или контекст («окружение» предложения) подсказывает нам истинное К.Н. говорящего.  Часто мы сопровождаем свою речь каким-то жестом, мимикой.  Эта жесто-мимическая «картинка» также подсказывает внимательному собеседнику истинный смысл сказанного.  Обыкновенную фразу «Ты просто прелесть!» можно сказать с совершенно разной интонацией и означать она будет совершенно разное: от истинного восхищения до ироничного уничижения.  В зависимости от интонации простенькая фраза «Я приду завтра» будет означать либо объявление, утверждение, либо обещание, либо угрозу.

А теперь еще одна ситуация: Вы отправили ребенка, скажем, за хлебом в магазин недалеко от дома и ожидаете его совсем скоро. Но дитя Ваше  является через час.  «Где ты до сих пор шатался?» или «Где тебя носило?»  - или что-то вроде того воскликните Вы.  Всю силу Вашего возмущения будут передавать  тон и слова оценки «шатался», «носило», «шлялся» и т.д.

-  Что за дурацкий головной убор у тебя?!
-  У тебя не туфли, а лапти какие-то
- Вот это высший класс! Ничего не скажешь!

Итак, коммуникативная задача или намерение может быть выражено, а может быть подсказано ситуацией, контекстом, тоном, жестом, мимикой и словами оценки. Важно быть очень внимательным, чтобы услышать, понять, ЧТО же на самом деле хочет сказать и получить Ваш собеседник!

Подпишитесь на обновления блога, и Вы будете всегда в курсе всех новейших публикаций и никогда не пропустите самого важного и интересного. Кстати, всем своим подписчикам я высылаю периодически эксклюзивную информацию, которую я НЕ выставляю на блоге. Подписывайтесь прямо сейчас!


Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

Как только нажмете на кнопку ПОЛУЧИТЬ, сразу посмотрите свою электронную почту, там вам пришло письмо с просьбой подтвердить подписку от службы SmartResponder. Подтвердите подписку. И как только вы это сделаете, вам на почту немедленно придут ПЕРВЫЕ ПОДАРКИ от меня.

Комментариев нет:

Отправить комментарий