понедельник, 9 ноября 2015 г.

Как двигаться по карьерной лестнице в несколько раз быстрее

Не секрет, что отношения с коллегами могут стать главной причиной желания или нежелания человека менять место работы. От психологического климата в коллективе зависит продуктивность работы. 

Для выпускника университета или любого другого учебного заведения может стать неприятной новостью, что условия сосуществования в студенческой группе значительно отличаются от условий сосуществования в рабочем коллективе.

В первом случае студент более-менее знает, что если он будет добросовестно учиться, то в конце срока обучения получит диплом об окончании учебного заведения. Такой же или чуть лучше диплом получат и все остальные (за исключением отстающих). Степень результативности обучения студента зависит прежде всего от него самого.


С такой психологией бывший студент может прийти и на свое место работы. Однако здесь царят совершенно иные законы: при внешней любезности и доброжелательности работавшие ранее коллеги воспринимают новичка как потенциального или реального соперника, особенно если он уже успел проявить себя с положительной стороны.

Сам же новый сотрудник может поначалу не понять за внешней вежливостью истинного к нему отношения и вести себя достаточно опрометчиво с коллегами, доверяя им так же, как когда-то доверял своим одногруппникам. И если в ситуации отсутствия явной конкуренции (студенческие годы) его успехами восхищались (преподаватели, друзья, товарищи по учебе), то в рабочем коллективе они могут быть восприняты в штыки, раскритикованы, не замечены, могут вызвать чувство зависти и неприязни.

Таким образом, следует четко осознавать, что коллеги чаше всего представляют серьезную опасность для карьерного роста. Отношения с ними следует выстраивать очень осторожно, избегать излишней доверительности, не рассчитывать на дружбу с коллективом. Конечно, среди коллег могут быть друзья, однако ситуации соперничества и борьбы за власть могут и их превратить в врагов. Причем психологами давно замечено, что самыми лютыми врагами становятся чаще всего бывшие друзья, поскольку ухудшение их отношений, вызванное различными причинами (в том числе и внешними), воспринимается как предательство. Последнее, как известно, считается одним из самых тяжких преступлений, если не самым тяжким.

Поэтому человеку, желающему добиться успеха в карьере, рекомендуется сохранять определенную дистанцию в отношениях с коллегами, находящимися на той же или более низкой ступени иерархии. С вышестоящими — особенная вежливость и дипломатия, которые, однако, не превращаются в заискивание и подобострастное отношение.

Бывает очень обидно, когда человек мечтает поменять место работы по причине каких-то конфликтов с коллегами или разногласий с начальством. Психологи советуют в таких случаях тщательно продумать свое решение, выписав на лист бумаги все его плюсы и минусы. Они предлагают оценить его по четырем пунктам:
   что приобретается, а что теряется в связи со сменой работы;
   что приобретают, а что теряют близкие;
   способствует ли смена работы повышению самооценки и самоуважения;
   одобряется ли данное решение окружающими.

Ответы на данные вопросы помогают человеку осознать все преимущества и недостатки его настоящей и будущей работы. В результате подобного анализа человек имеет возможность четко осознавать,  насколько его интересы  и амбиции стоят той жертвы, на которую придется пойти его семейному окружению.

В начале карьерного пути человек может избрать несколько вариантов продвижения. Первый из них — не рисковать и выполнять рутинную работу, второй — стремиться к самосовершенствованию и к новым возможностям применения своих навыков.

Самолюбие и самоуважение порождают у человека желание добиться большего в своем деле, заставляют его проявлять инициативу. Если работа становится скучной, можно найти множество способов, чтобы сделать ее разнообразнее и увлекательнее. Например, можно на время отложить одно дело и приняться за другое.

В том же случае, если человеку удобно, интересно и выгодно продолжать начатую карьерную дистанцию, речь идет о карьерном росте — постепенном продвижении по служебной лестнице и завоевании руководящих постов.

Рассмотрим три основные правила, которые помогут вам добиться карьерного роста.

Правило № 1: «Правило чинопочитания». Успешные карьеристы не любят быть побежденными. Они воспринимают отношения либо как властные, либо как подчиненные и при встрече редко руководствуются принципом равноправия. Успешный карьерист воспринимает жизнь как соревнование, как борьбу за то, чтобы завоевать независимость, избегать поражений и защищать завоеванные позиции.

Влюбленным в свою профессию работникам иногда очень трудно заметить, что они ведут себя таким образом, что их начальники чувствуют находящимися под угрозой свои позиции. В то время как у успешных карьеристов проявляется чинопочитание — уважение по отношению к более высоким по рангу сотрудникам, — большинство работников чаще всего этого не делает. У них отсутствует «коленопреклоненный рефлекс», если, конечно, речь не идет о молитве в церкви или перед иконостасом. Однако иногда некоторые жесты подчинения необходимы.

Правило № 2: «Власть есть средство укрепления собственных позиций». Данное правило особенно важно, когда берешься руководить выполнением какого-либо группового задания. Необходимо настраивать людей на общее дело и согласовывать их способности с различными требованиями организации. Как это сделать? На совещаниях и индивидуальных беседах менеджер регулярно узнает ожидания и перспективы сотрудников. Если кто-то начинает тянуть одеяло на себя, менеджеру необходимо сделать соответствующие выводы. Даже один сотрудник может дезорганизовать всю группу. Начальник не должен этого допускать.

Однако многие руководители часто это допускают. Когда группа не работает
должным образом, они пытаются докопаться до причины. На это уходит много времени. Начальники сами пытаются до мелочей изучить суть задания понять сотрудников, даже пытаются найти причину происходящего в себе. Но всё безрезультатно. Дело, как стояло на месте, так и стоит.

Успешные карьеристы в таких случаях действуют решительно. Они увольняют «паршивую овцу, которая всё стадо портит», и тем самым укрепляют собственные позиции. «Вот это да! Как? За что?» — начинают думать другие. Появляется страх быть уволенным или уволенной. А авторитет начальника тем временем растет в глазах своих подчиненных.

Правило № 3: «Мы не золотые червонцы, чтобы всем нравиться». Многие сотрудники не понаслышке знают, что такое хорошие отношения. Они часто делают ставку на человеческие взаимоотношения, в то время как успешные карьеристы заботятся скорее о несколько дистанцированном способе обращения с людьми. На работе они не общаются, как правило, на эмоциональном уровне, а концентрируются на содержании информации. Они мастера в том, чтобы управлять беседой на чисто деловом, интеллектуальном уровне, придерживаясь негласного правила «ничего личного».

В США и Западной Европе сотрудники, которые не выносят друг друга, но вынуждены вместе работать и сидеть за одним столом на заседаниях, ведут себя так, как будто они лучшие друзья и живут «душа в душу». Весь секрет в том, что для них главное — не любить или нравиться друг другу, а побеждать. У большинства же отечественных работников всё по- другому.

Поскольку в нашем воспитании большое внимание уделяется установлению и поддержанию отношений, а не доминированию и воле к победе, они уязвимы во всем, что касается эмоциональных привязанностей. Конечно, не стоит становиться бесчувственным, однако полезно знать, что устанавливая хорошие отношения с кем-то, мы даем ему над нами власть, поскольку становимся зависимыми от того, кто нам нравится. Это сковывает нас при принятии серьезных карьерных решений. Мы начинаем бояться навредить тому, с кем у нас сформировались хорошие отношения.

Поэтому необходимо помнить, что коллеги — это не близкие родственники и не члены семьи. Лучше сформировать с ними ровные, чисто деловые отношения.

В заключение следует отметить, что карьерный рост очень часто, почти неизбежно сопровождается проблемой моббинга — психологических притеснений со стороны коллег по работе, о чем пойдет речь в следующей статье – следите за публикациями!

Подпишитесь на обновления блога, и Вы будете всегда в курсе всех новейших публикаций и никогда не пропустите самого важного и интересного. Кстати, всем своим подписчикам я высылаю периодически эксклюзивную информацию, которую я НЕ выставляю на блоге. Подписывайтесь прямо сейчас!



Ваш e-mail: *
Ваше имя: *


1 комментарий:

  1. В скромных проффессиях лишь профессианолизм окупается. Как правило сплошные подопечные никакой карьеры

    ОтветитьУдалить