вторник, 17 марта 2015 г.

Кто такой лидер (история исследований).

Лидер... Привлекательное слово, которое ассоциируется с властью, управлением, успехом, деньгами… На многих языках оно звучит похо­же, однако понимают его по-разному, и не только в разных странах. 

Пожалуй, каждый из нас это слово понимает по-своему. Существует множество научных и научно-популярных работ, которые стремятся определить лидера и его функции. Причем некоторые исследователи считают, что дать единое опре­деление не только невозможно, но и нежелательно. Только за последние 50 лет было предложено более 65 систем классификации определений лидерства.


По-прежнему остаются открытыми вопросы о том, является ли лидерство характеристикой индивида или социальной ролью; стоит ли включать в понятие лидерства процессы влияния, связанные с принуждением; сходны или различны между собой лидерство и руководство.


Существует несколько официально утвержденных определений лидерства. Например, Большая советская энциклопедия определяет это понятие так:
«Лидерство— один из механизмов интеграции групповой де­ятельности, когда индивид или часть социальной группы исполняет роль лидера, то есть объединяет, направляет действия всей группы, которая ожидает, принимает и поддерживает его действия. Частично перекрываясь с понятиями «управление», «руководство», лидерство ха­рактеризует вместе с тем и специфическую форму отношений в группе или организации. Тип лидерства всегда связан с социальной природой общества и специфическим характером и структурой группы».


Философский словарь дает заумное толкование, которое, по сути, отражает ту же идею: «Лидерство — понятие для обозначения существенного параметра процесса структурации социальной группы или общественного класса. Лидерство выступает как один из базовых механизмов дифференци­ации социальной деятельности и предполагает достижение особого (лидирующего) положения».

Социологи дают еще более расплывчатое определение: «Лидерство — понятие, имеющее множество значений и ис­пользующееся для описания широкого круга явлений, связанных с процессами власти и влияния в различных социальных коллективах, таких как группы, организации, сообщества или нации».

В итоге можно обобщить понятие лидерства как феномена, опре­деляющего процессы влияния в группах или организациях и направ­ленного на координацию групповых действий и отношений в ходе достижения групповой цели.

Лидерство волновало людей еще во времена Древней Греции и Китая. В основном лидер в то время определялся как вождь, правитель в политическом или духовно-религиозном смысле. Уже античные историки Геродот, Плутарх и другие в своих описаниях уделяли политическим лидерам большое внимание, видя в героях, монархах и полководцах подлинных творцов истории. Например, Платон считал, что у идеального правителя власть соединяется «с разумением и рассудительностью». Для Конфуция благородный правитель «в доброте не расточителен; принуждая к труду, не вызывает гнева; в желании не алчен; в величии не горд; вызывая почтение, не жесток».

Более серьезно, можно сказать академически, к данному вопросу подошел Никколо Макиавелли. Его труд «Государь» до сих пор признается полезным руководством по управлению. В его трактовке политический лидер — это государь, сплачивающий и представля­ющий все общество и использующий для сохранения господства и поддержания общественного порядка любые средства. Разработанные Маккиавелли практические советы высоко ценили Кромвель, Наполеон и другие политические деятели.

Системно лидерство начали изучать в первой половине ХIХ века. Предполагается, это связано с появлением науки социологии и переходом от философских мудрствований к научным исследованиям. В основном исследовалось политическое лидерство. 

Именно в этот период истории возник казус определения легитимности власти. В традиционном обществе лидерство определялось происхождением, а в капиталистическом – лидером мог стать любой, так как желающие объявлялись формально равными в правах на основании «общественного договора».

В конце ХIХ – начале ХХ веков делаются попытки описать роль лидера в социальной организации. В этот период описывается роль лидера в определенных ситуациях, которые приводят к изменениям в организации.  Интересно, что именно тогда появляется концепция Зигмунда Фрейда, по которой лидерство – определенный вид помешательства и следствие невроза, связанного с нездоровой тягой человека к индивидуализму.

В ХХ веке начинается поиск стратегий эффективного лидерства внутри организаций. В качестве примеров рассматриваются крупные корпорации. На данный момент сформулированы несколько подходов к исследованию лидерства:

1.    Теория черт, теория стилей.
2.     Ситуационное лидерство.
3.     Атрибутивные теории.
4.     Теории обмена.
Теория черт связана с представлением о лидере как о «великом человеке», который обладает врожденными способностями к уп­равлению. Эти черты включают: физические характеристики (рост, внешний вид); особенности личности (например, самооценка, до­минирование, эмоциональная стабильность, воля, организаторские данные) и способности, измеренные при помощи психологических тестов (общий интеллект, креативность).

В 1948 году Р. Стогдил проанализировал 142 исследования лидерских черт в попытке обна­ружить универсальный набор черт лидера. Результаты его анализа были неутешительны. Индивидуальные качества лидера совпадали с качествами личности вообще и зависели от ситуации, методов и выборки. После этих выводов теорию черт практически не исполь­зуют, исключение— область индустриальной психологии, где с ее помощью улучшают отбор управленцев.

В 1974 году Стогдил снова провел анализ исследований и сравнил их с результатами предыдущих. Он сделал вывод, что черты предоставляют некоторое основание для лидерства, но не являются главным фактором. На данный момент существует несколько мини-теорий, основанных на теории черт и направленных на мотивацию управленцев.

Почти одновременно с теориями черт появляется и другое направление, которое рассматривает не личностные качества, а особенности поведения. В некоторых источниках она называется факторно-аналитической, или теорией стилей. Исследования прово­дились в США — Огайском и Мичиганском университетах.

В Огайо изучали паттерны эффективного поведения лидера и выявили, что действия руководителя можно описать с помощью шкалы «участие» и шкалы «инициация структуры». 

Высокие баллы по шкале «участие» означают, что руководитель проявляет повышенное внимание к нуж­дам и чувствам подчиненных. Высокие оценки по шкале «инициация структуры» указывают на поведение, направленное на структури­рование и организацию работы. На основании этих двух шкал была составлена анкета для определения эффективности группы и действий лидера. Однако не было выявлено, какая комбинация баллов в анкете является наиболее эффективной.

Исследования в Мичигане совместили анкетирование и наблюде­ния. В итоге получились практически такие же результаты, как и в Огайо. Эффективные лидеры четко определяют цели и двигаются к ним, решают задачи с привлечением подчиненных.

Следите за публикациями! 

Подпишитесь на обновления блога, и Вы будете всегда в курсе всех новейших публикаций и никогда не пропустите самого важного и интересного. Кстати, всем своим подписчикам я высылаю периодически эксклюзивную информацию, которую я НЕ выставляю на блоге. Подписывайтесь прямо сейчас! 


Как только нажмете на кнопку ПОЛУЧИТЬ, сразу посмотрите свою электронную почту, там вам пришло письмо с просьбой подтвердить подписку от службы SmartResponder. Подтвердите подписку. И как только вы это сделаете, вам на почту немедленно придут ПЕРВЫЕ ПОДАРКИ от меня.
.

Комментариев нет:

Отправить комментарий