пятница, 17 января 2014 г.

Мы не крысы, крысы - не мы!

Бернард [Вербер] в своей книге «Энциклопедия Относительного и Абсолютного знания»  приводит такой эксперимент с крысами:

«С целью изучения их способности к плаванию Дидье Дезор, ученый из лаборатории поведенческой биологии университета города Нанси, поместил  шесть крыс в клетку, откуда был только один выход — в бассейн. Чтобы добраться до кормушки с пищей, нужно было переплыть бассейн. 

Очень скоро выяснилось, что вовсе не все крысы отправляются добывать пищу. Роли распределились следующим образом: два эксплуатируемых пловца, два эксплуататора, один независимый пловец и один козел отпущения. 

Два эксплуатируемых плыли за едой. Когда они возвращались в клетку, два эксплуататора били их и окунали головами в воду до тех пор, пока те не отпускали добычу. Только накормив своих повелителей, двое рабов получали собственную порцию. Эксплуататоры никогда не переплывали бассейн, чтобы насытиться, им было достаточно поколотить пловцов.

Независимый пловец был достаточно силен и не подчинялся эксплуататорам. И, наконец, козел отпущения не мог ни плавать, ни запугивать эксплуатируемых, он просто собирал рассыпавшиеся во время драк крошки. Такая же структура группы — два эксплуатируемых, два эксплуататора, независимый пловец и козел отпущения — повторилась во время эксперимента в двадцати клетках.

Чтобы лучше понять механизм возникновения иерархии, Дидье Дезор поместил в одну клетку шесть эксплуататоров. Они дрались всю ночь.

К утру роли распределились по привычной схеме: два эксплуатируемых пловца, два эксплуататора, один независимый пловец и один козел отпущения.  Эксперимент с шестью эксплуатируемыми, шестью независимыми и шестью козлами отпущения дал тот же результат.

Еще один результат этих опытов ученые из Нанси узнали, вскрыв черепа испытуемых и проанализировав состояние их мозга. Самому разрушительному воздействию стресса подверглись не козлы отпущения, не эксплуатируемые, а эксплуататоры. Они боялись, что рабы перестанут им подчиняться».

Мы, конечно, не крысы, а крысы – не мы. Но, интересное дело: в каждом человеческом коллективе наблюдается такое же четкое распределение ролей. Всегда есть лидер и его «заместитель»  (или жаждущий заместить его). Имеются так же и рядовые исполнители, и среди этих рядовых, как правило,  роли распределяются достаточно определенно и с завидным постоянством практически в любом коллективе.

Есть «любимчики»,  пользующиеся особой симпатией группы и поэтому позволяющие себе делает всё, что им хочется.  Есть «шут», покупающий внимание группы тем, что он «негодяй», удовлетворяющий потребность группы в «остреньком». Есть «мученик» - громоотвод группы (или телесериал, который смотрит группа). Он вечно взывает о помощи, но советов не слушает и помощи не принимает.

Обязательно найдется  «отшельник» (один на группу). Это тот разбойник, который, пойдя «на дело» вместе со всеми, будет всё время в стороне и  в одиночку. Вроде и вместе, а не с вами!

И есть «козел отпущения»  — лицо, принимающее на себя групповую агрессию. Если личность, находящаяся в этой роли, не согласна со своим статусом и покидает группу, группа находит другого человека на эту роль.
Психологи утверждают, что роль эта необходима для сплочения группы, демонстрации единства, ощущения чувства «мы» в противовес изгою.

Каждая роль в той или иной мере удовлетворяет какую-то потребность группы, поэтому является неизменной ее составляющей. И нет смысла пытаться избавиться от нежеланного члена группы: его место займет кто-то другой!

Да, в большинстве своем человек преувеличивает свое превосходство над  животными! Не так уж мы и далеки от тех же крыс! И так же, как и крысам, рядовым членом человеческого коллектива быть легче: стресса меньше. Правда, крысы не ворчат на «эксплуататоров»  и не строят им козни! Тут человек явно впереди!



Комментариев нет:

Отправить комментарий