среда, 11 декабря 2013 г.

Стена стеклянная

Вряд ли люди сознательно говорят «неправильные» слова, чтобы затруднить общение и взаимопонимание. За исключением тех случаев, когда мы в сердцах говорим несправедливые, злые слова, чтобы задеть собеседника. В большинстве же случаев мы надеемся, что партнер ПОНИМАЕТ, о чем идет речь. Люди не замечают разницы между тем, что они говорят, и тем, что хотели сказать.

Вот и советовать большинство людей любят сугубо из самых лучших побуждений. А, между тем, совет есть самое бесполезное дело: умному он не нужен, а глупый ему не последует! И советы наши, самые лучшие, самые искренние, в конечном итоге только раздражают собеседника. И являются одним из мощных препятствий на пути к взаимопониманию.

Мы продолжаем с Вами разговор о тех барьерах и препятствиях, которые мы сами воздвигаем на пути к плодотворному общению. Следующим барьером после советов являются вопросы, не предполагающие ответа.  
Такие нужные иногда, такие безобидные, на первый взгляд, вопросы могут вредить нашему общению. Любой вопрос должен предполагать ответ. На вопрос человеку всегда хочется ответить (мы уже неоднократно это отмечали). Однако очень часто в жизни мы задаем вопросы, на  которые не ждем ответов.  Эти вопросы, на самом деле, выражают  наши чувства!
 - Почему так поздно?
- Чем это ты занимаешься?

- Как ты смеешь?
 - Ты в своем уме?  и т.д.

Мы всерьез ожидаем, что партнер сам догадается, как мы злы, обижены, расстроены или переволновались! Но как раз в этом случае партнер вряд ли будет стремиться угадать наши чувства. Он сам начнет задавать встречные вопросы, не требующие ответа:

- А тебе какое дело?
- А почему тебя это волнует?
- Ты меня обидеть хочешь?

3. Избегайте в своей речи коварных слов «должен», «обязан». Они вызывают внутренний протест почти на бессознательном уровне. («Вы должны вести себя более ответственно», «Вы не должны сердиться» и т.д.) Даже если Вы не услышите в ответ «Я ничего никому не должен»,  почувствует Ваш собеседник именно это.

4. Ложные аргументации («Вы никогда не идете мне навстречу!», «Люди для вас ничего не значат» и т.д.) и глобальные обобщения («Вы всегда…», «Уборкой в доме занимаюсь только я» и т.д.) – так же мешают конструктивному общению и взаимопониманию. Однако мы так часто к ним прибегаем! Почему?!

Всем нам свойственно приписывать свои опасения другим людям. Например, кто-либо хочет попросить у шефа повышения зарплаты или предоставления внепланового отпуска, но очень боится, что ему откажут. И именно это опасение и приписывается Шефу: «Вы никогда ни в чем не идете мне навстречу!».

- Люди для Вас ничего не значат!
- С Вами невозможно договориться!
- Ты не умеешь быть серьезным!
– Тебе меня не убедить, даже и не пытайся!

Бывает так, что страх или другие сильные эмоции заставляют нас делать поспешные выводы. Не имея возможности для множества экспериментов, мы делаем поспешные выводы, которые едва ли будут надежными. Например:
- Ты ни разу в жизни ничего для меня не сделал!
- Уборкой в нашем доме занимаюсь только я!
- Ни разу ты не пришел вовремя!

На это вам, наверняка, вспомнят, как три месяца назад была протерта пыль или вбит гвоздь исключительно по собственной инициативе. Поэтому избегайте слов «всегда» и «никогда» и подобным их – они редко соответствуют истине.

5. Ирония, язвительность.

Помните: шутка и ирония хороши только тогда, когда они доставляют удовольствие обоим партнерам по общению. Очень легко перейти грань, за которой любые, даже безобидные в другой ситуации, слова начинают 
обижать и злить партнера. Эта грань индивидуальна и во многом зависит от ситуации, отношений между партнерами, от контекста разговора.

- Ну, ты у нас герой!
- Ты просто писаная красавица!
- На тебя теперь все коллеги  равняются!
Подобные реплики в иной ситуации могут вызвать довольно сильные негативные эмоции.

6. Успокоение отрицанием («Не нервничай!», «Не волнуйся!»).

Это то, чем грешит большинство из нас! Не волнуйтесь, не плачьте, не расстраивайтесь  - Не, не, не… 

Увы, наше подсознание не воспринимает эту злостную частицу! Чтобы осознать «Не курить», мы вначале должны представить себе «курить» (смотреть об этом статью ранее).  Поэтому команды детям и своему подсознанию нужно отдавать только в утвердительных формулировках.

Когда человек испытывает сильные эмоции, его подсознание тормозит восприятие этого «НЕ» - вот почему пожелания такого рода безрезультатны!

Повторюсь: конечно, эти барьеры люди используют неосознанно. Им кажется, что партнер должен понимать, о чем идет речь.  «Это ведь и так ясно» - думают они. Увы, чаще всего, ясно бывает только самому говорящему!  Но, не понимая этого, он злится и кипятится, находит все более и более сильные выражения! И вызывает все большее отчуждение и возмущение с другой стороны – напряжение растет, возможность договориться падает до нуля.

Что же делать?! Прежде всего, начать наблюдать за собой и избегать барьеров в своем общении. Это не просто, и потребует времени и усилий.
Но что делать, если собеседник не так сознателен, и знать не хочет ни про какие барьеры,  а продолжает все в том же духе?

Существует несколько простых правил, в соответствии с которыми можно разрушить стену непонимания между собеседниками.

  1. Заменяйте барьеры общения открытым выражением желаний и чувств, используя так называемые «Я-высказывания», т.е. только от своего имени и от первого лица.
  2. Говорите о своих чувствах и проблемах, если Ваша проблема Существенно больше, чем проблема партнера.
  3. Говорите о чувствах партнера, если его проблема больше, чем Ваша собственная. Разрушайте барьеры, которые строит партнер. (Наша ли это проблема?)
  4. Если проблема касается Ваших с партнером взаимоотношений, говорите о чувствах и отношениях.
  5. Если проблема деловая и не связана с вашими взаимоотношениями – говорите о формальной сути проблемы.
Подписывайтесь на обновления блога, и Вы будете первыми получать информацию о лучших публикациях. Кстати, всем своим подписчикам я высылаю периодически эксклюзивную информацию, которую я НЕ выставляю на блоге. Подписывайтесь сейчас!
 

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

Как только нажмете на кнопку ПОЛУЧИТЬ, сразу посмотрите свою электронную почту, там вам пришло письмо с просьбой подтвердить подписку от службы SmartResponder. Подтвердите подписку. И как только вы это сделаете, вам на почту немедленно придут ПЕРВЫЕ ПОДАРКИ от меня.



Комментариев нет:

Отправить комментарий